- НАЛОГ НА ДОХОДЫ ОТ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- введен в РФ с 1 янв. 1992. Отменен с 1 янв. 1994. Плательщиками налога на доходы от страховой деятельности, осуществляемой на основе лицензии, являлись предприятия, учреждения, организации, признававшиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, включая предприятия с иностр. инвестициями, а также компании, фирмы, любые др. организации, образованные в соответствии с законодательством иностр. государств, осуществлявшие в установленном порядке страховую деятельность в РФ через постоянные представительства. Объект обложения – доход от страховой деятельности, уменьшенный на сумму затрат, включавшихся в себестоимость страховых услуг (без учета затрат на оплату труда штатных работников). К доходам от страховой деятельности относились: страховые платежи по договорам страхования и перестрахования; комиссионные вознаграждения по перестрахованию; доля перестраховщиков в выплаченных страховых суммах и страховых возмещениях; суммы возврата специальных страховых резервов предыдущего года; иные доходы, связанные со страховой деятельностью (включая доходы от инвестирования временно свободных денежных средств и размещения их на счетах в банках). Доходы, полученные страховой организацией в иностр. валюте, подлежали налогообложению вместе с доходами от страховой деятельности, полученными в рублях (путем пересчета в рубли по курсу ЦБ РФ, действовавшему на день получения дохода). Страховые организации, получившие доход от иной деятельности, уплачивали налог от этой деятельности в порядке, установленном законами о налогах на прибыль и доход предприятий, а также др. законодательными актами о налогах. Налог на доходы от акций, облигаций и иных ценных бумаг, принадлежавших страховой организации, а также от долевого участия в др. предприятиях взимался у источника выплаты этих доходов. В целях налогообложения доход от страховой деятельности (определенный в соответствии с указанным выше порядком), уменьшался на сумму след. расходов: выплаченных страховых сумм и страховых возмещений; комиссионных вознаграждений, выплаченных посредникам (страховым агентам, страховым брокерам) по операциям страхования и перестрахования; страховых платежей, переданных в перестрахование; возврата перестраховщикам их доли специальных страховых резервов предыдущего года; отчислений от страховых платежей (премий) в спец. страховые фонды и резервы, образуемые в соответствии с законодат. актами; платежей, внесенных в гос. соц. внебюджетные фонды, а также др. обязательных платежей; сумм, причитавшихся к уплате в бюджет в виде налогов (налога на имущество страховой организации, земельного налога, налога на пользователей автомобильных дорог, налога с владельцев транспортных средств и налога на приобретение автотранспортных средств); амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов, начисленных в течение налогооблагаемого периода по нормам, утвержденным Правительством РФ; сумму износа нематериальных активов, начисленную по нормам, рассчитанным плательщиком налога исходя из первоначальной стоимости и срока их полезного использования, но не более срока деятельности плательщика (норма износа нематериальных активов, срок полезного использования к-рых невозможно было определить, устанавливался в расчете на 10 лет, но не более срока деятельности страховой организации); расходов по аренде основных фондов в размере амортизац. отчислений на полное их восстановление, а нематериальных активов – в размере суммы начисленного износа; др. расходов, связанных с особенностями страховой деятельности и включавшихся в себестоимость страховых услуг (кроме расходов на заработную плату) в соответствии с законодат. актами о налогообложении прибыли (дохода) предприятий. При определении налоговой базы страховых организаций, получавших доходы от иной деятельности, отнесение расходов на страховую деятельность производилось исходя из доли дохода от этого вида деятельности в общей сумме дохода страховых организаций. Налоговая база уменьшалась на суммы: затрат, осуществленных в соответствии с утвержденными органами местного самоуправления нормативами на содержание находившихся на балансе страховых организаций объектов жилищной и социально-культурной сферы (объекты здравоохранения, дома престарелых и инвалидов, детские дошкольные учреждения, детские лагеря отдыха, спортивные сооружения, образовательные учреждения и др.), а также затрат страховых организаций на эти цели при их долевом участии в содержании указанных объектов (в пределах норм, утвержденных органами местного самоуправления, на территориях к-рых находились указанные объекты и учреждения); взносов, направленных на благотворительные цели (в частн., в экологич., оздоровит., образоват. и др. фонды и общественные объединения, общественным организациям инвалидов, домам престарелых и инвалидов, религиозным объединениям, а также предприятиям, учреждениям и организациям культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, физкультуры и спорта) в пределах 1% налогооблагаемого дохода. Фонды, предприятия, учреждения и организации – получатели таких средств – по окончании отчетного года были обязаны представить в налоговый орган по месту своего нахождения отчет о поступивших суммах и их расходовании (суммы, использованные не по назначению, изымались в доход федерального бюджета); затрат на техническое перевооружение, а также на строительство и реконструкцию объектов соц. инфраструктуры (льгота предоставлялась при условии полного использования сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату). Для страховых организаций, получивших в предыдущем году убыток (по данным годового бух. отчета), часть доходов, направленных на его покрытие, освобождалась от уплаты налога в течение последующих 5 лет (при условии полного использования на эти цели средств резервного и др. аналогичных по назначению фондов, создание к-рых было предусмотрено законодательством). Налоговые льготы не должны были уменьшать фактическую сумму налога, начисленную без учета льгот, более чем на 50%. Доходы, полученные страховыми организациями от инвестирования временно свободных средств по долгосрочному страхованию, уменьшались на сумму, исчисленную на весь объем резерва, находившегося в распоряжении страховой организации, по проценту, предусмотренному в структуре тарифной ставки. Для страховых организаций, имевших также доходы от иной деятельности, отнесение льгот к страховой деятельности производилось исходя из уд. веса дохода от страховой деятельности в общей сумме дохода. Основная ставка налога составляла 25%. Ставки налога на доход страховой организации понижались вдвое, если от общего числа ее работников инвалиды составляли не менее 50% либо инвалиды и(или) пенсионеры – не менее 70%. Сумма налога определялась страховой организацией на основании бухгалтерской отчетности самостоятельно и выплачивалась авансом ежемесячно. Налог на доходы зачислялся в федеральный бюджет. Излишне внесенные суммы налога засчитывались в счет очередных платежей или возвращались страховой организации в 10-дневный срок со дня получения ее письменного заявления. Страховая организация представляла налоговым органом по месту своего нахождения расчеты суммы налога на доход по формам, утвержденным Госналогслужбой РФ, а также бухгалтерские отчеты и балансы. Сумма дохода, полученная за пределами России, включалась в общую сумму дохода, подлежавшую налогообложению в России, и учитывалась при определении размера налога. Уплаченная за пределами России в соответствии с законодательствами др. государств сумма налога на доход страховой организации, полученного на территориях этих государств, засчитывалась при уплате страховой организацией налога на доход в России. При этом размер засчитываемой суммы не мог превышать суммы налога на доход, подлежавшего уплате в России по доходу, полученному за ее пределами. С 1 янв. 2002 регулируется гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ (ст. 254–269, 275, 293, 294)
Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика. Под общ. ред. А.Г. Грязновой. 2002.